Православные святыни Нового Света

Парадиз – «Райское местечко».

Крым – удивительный полуостров. Там много солнца, моря и красивых мест с их увлекательной историей, в том числе с историей православия. Одно из них – местечко Новый Свет, расположенное на побережье Черного моря, в юго – восточной части горного Крыма, недалеко от древнего города Судак. Средневековое название поселения не лишено романтизма – Парадиз, что в переводе с греческого означает «Рай», «Райское местечко».
В Генуэзском акте от 1449 года упомянута, среди прочих, и деревня Парадиз («Paradixi de lo Cheder»). В результате исследования этого исторического документа, обнаруженного М.А. Сосногоровой, пришли к выводу, что деревня Парадиз располагалась на месте современного Нового Света, с его культовыми сооружениями, к XIV веку уже частично разрушенными.


Пещерный православный монастырь VIII – XIV веков, в горе Коба – Кая.

На территории современного Нового Света археологами обнаружены остатки или следы христианских культовых сооружений VIII – XIV веков. Крупные горные массивы Караул-Оба, Сандык, Сокол и Орел имеют сложную геоморфологическую характеристику древних коралловых рифов, образовавшихся в верхнеюрский период на дне тепловодного морского бассейна. В основании этих гор, по мнению специалистов по геологии, лежат сланцевые породы, песчаники и морские глины, формировавшиеся 150 – 190 млн. лет назад.

Эти спрессованные миллионами лет породы с большим трудом поддавались, при строительстве культовых сооружений в средние века, монахам и тем христианам, которые бежали из иконоборческой Византии на окраины империи, для защиты своей веры, молитвенного служения в их новых храмах.

Одним из таких сооружений был небольшой по размерам пещерный монастырь (церковь) VIII – XIV веков, расположенный в глубокой пещере – гроте, «выработанный морем» в подошве горы Орел (Коба-Кая).

«Голицынская тропа» – комплекс, объединивший саму тропу, протяженностью около 5,5 километров, вдоль морского побережья всех новосветских бухт, лестницы и видовые площадки, грот Сквозной, прорезавший насквозь мыс Капчик и грот Голицынский или Эстрадный в горе Орел. Там когда-то и располагался небольшой средневековый пещерный монастырь или церковь.

Можно предположить, что в VIII в. монахи строили монастырь и проживали там за неимением иного жилья. В последующем, местечко Парадиз стало расстраиваться, сооружение, возможно, использовалось уже как церковь для местного населения.

Возвращаясь к пещерному монастырю, подчеркнем, что по остаточным фрагментам фресковой росписи, которую видели путешественники и археологи, оформлялся он по византийским храмовым традициям. В Византии храмы внутри расписывались фресками с сюжетами из Святого Евангелия.

По центру пещеры в средневековье был источник с питьевой водой. Вода - осадочная и конденсатная, попадая в известняковые полости горы, накапливалась, фильтровалась и выходила из источника чистейшей водой, которую и сегодня пьют путешественники.

В многочисленных путеводителях XIX века, в которых упоминается Новый Свет, непременно подчеркивается, что в пещере этой на потолке и стенах частично сохранялись следы фресковой росписи.

В наши дни эти остатки уже скрыты под обвалившимися породами. «В начале 20-х годов ХХ века на потолке и стене были еще видны следы фресок, сегодня уже совсем исчезнувшие…».

Храм и источник во имя Святой Анастасии Узорешительницы IX – X века.

О том, что в Новом Свете, на северо-восточном склоне горы Сокол в средние века существовал монастырь Святой Анастасии, известно из генеральной карты полуострова Крым 1847 года, на которой он был обозначен. Рядом был довольно мощный источник Святой Анастасии, существующий и в наши дни.

Еще в начале XIX века были видны следы средневекового монастыря, либо храма во имя Святой великомученицы Анастасии Узорешительницы (+ ок.304 года; память 22 декабря

В своем «Путеводителе по Крыму для путешественников» 1871 года М.А.Сосногорова, побывав в Новом Свете, пишет: «Новый Свет был обитаем и хорошо заселен в старину…»; там «…остатки старой древесной и виноградной культуры… на самом берегу моря, и тут же подле него следы проложенной здесь, когда-то дороги… Она была просечена сбоку отвесной скалы в очень крепком камне. Теперь, конечно, видны только следы этой дороги». Имеется в виду участок византийской дороги VI-VIII веков, большая часть которой пролегала вдоль моря, по следам которой князь Л.С.Голицын проложил часть «Голицынской тропы». Тогда же, в конце XIX века, дорога к источнику Святой Анастасии и сам источник были обустроен князем Голицыным.

Именем Святой Анастасии названы один из мысов Нового Света и ущелье, ведущее к источнику.

В 2000 году источник был повторно освящен протоиреем Сергием (Купельян), настоятелем православного храма во имя святителя и чудотворца Луки (Войно – Ясенецкого) в Новом Свете,

заложив тем самым традицию для своей паствы. Ежегодно, в день памяти Святой при стечении многочисленных прихожан храма осуществляется Крестный ход к источнику Святой великомученицы Анастасии Узорешительницы для освящения его вод.


Пещерный монастырь Святого Георгия Победоносца (VIII – XIV века).

В средневековье, еле заметная тропинка вела по труднодоступной местности от Сугдеи, к монастырю, который был практически не виден с тропы. С моря, помещения были почти не заметны, так как спрятаны за скальными выступами и зеленым щитом деревьев и кустарников. Монастырь располагался на обрывистом скальном мысе (мыс Монастырский). Помещения возводились монахами на разной высоте над уровнем моря (от 20 до 40 метров).

Вероятно, их было больше, но до наших дней дошли остатки только трех монашеских помещений пещерного монастыря, да и то, с сильными разрушениями.

В 1844 году, архиепископ Херсонский и Таврический Гавриил (в миру Василий Федорович Розанов, 1781 – 1858) в своих трудах упомянул о том, что «Около берега Судацкаго – Лимана, при подошве горы Сокол заметны остатки древнего греческого каменного монастыря во имя св. великомученика Георгия, разрушенного во время турецкой войны (турецкого вторжения и падения Солдайи). Вход к нему чрезвычайно затруднителен и доступен только для пеших: несколько раз надобно спускаться в пропасти, подниматься на крутизны, встречая на каждом шагу тысячи препятствий. Из расщелины камня истекает ручей чистой воды».

Впечатления от увиденного, вылились у поэта Н. Лезина, в строки сонета:

«Разрушен древний храм над морем бирюзовым,
Веками сокрушен тяжелый мрамор плит.
И море, что внизу торжественно шумит,
Подножье роет стен упорно и сурово.
Какая тишина! И в сумраке лиловом,
Когда недвижно все, когда ущелье спит,
Неясная тоска смущает и томит,
И сердце в тишине внимает древним зовам».


Средневековый греческий монастырь во имя святого великомученика Димитрия Солунского (XII-XIII века).

Крутой подъем дороги от Судака в Новый Свет заканчивается на перевале у последних отрогов (слева) горы Палвани Оба, спускающихся к морю. С перевала открывается панорама Новосветских гор и бескрайние морские просторы. Далее начинается крутой спуск.

Извиваясь змейкой, по рельефу горной местности, дорога резко уходит вниз, к заросшему можжевельниками таинственному ущелью Шайтан – Дере (Димитраки), овеянному многочисленными легендами и народными сказаниями. Одной из причин этому, является странной формы камень, похожий на каменный, высотою в 17 метров палец, указывающий на небо. Его сегодня называют –«палец Шайтана». Территориально, ущелье и земли в его округе относится к Новому Свету.

В средние века урочище и мыс именовались - Димитраки, предположительно, по названию христианского монастыря Святого Димитраки (с греческого - Димитрия), расположенного в урочище.

Место под постройку монастыря было тщательно подобрано греческими монахами. Удобная площадка на мысе, над морем, живописный вид массива горы Сокол, живительный источник, вытекающий из ущелья и довольно неприступное место для чужаков. В конце XIX века путешественники могли видеть остатки этого сооружения. В 1909-1910 годах развалины средневекового довольно крупного для византийской провинции христианского монастыря Святого Димитраки обнаружил, расчистил и провел археологические раскопки, по поручению Императорского Московского Археологического Общества, студент Московского университета, господин фон Эдинг. «Он открыл фундамент храма, нашел остатки фресок, открыл вблизи остатки древней мельницы и увез в Москву три ящика с находками предметов древностей». (Протокол ТУАК, №45, 1911, с.127).

Найденные монастырские древности, каменные фрагменты с фресковой росписью, были тщательно собраны, перевезены и переданы им на хранение в Московский Государственный Исторический Музей. Не без основания полагали, что под указанным именем студента фон Эдинг, скрывался, в последующем очень известный российский советский археолог - Дмитрий Николаевич Эдинг (1889-1946 годы).

Из книги Людмилы Вражновой
ПАРАДИЗ.РАЙ. НОВЫЙ СВЕТ: ОТ КЕЛЬИ ДО ХРАМА. Путями православия в VII - XXI веках.