Святитель Лука́ (Войно-Ясенецкий),  архиепископ Симферопольский, Крымский


Икона Святитель Лука Крымского с частицей мощей из храма во имя свт. Луки в п. Новый Свет.


Дни памяти.

11 июня – Преставление. Собор святых Красноярской митрополии
18 марта – Обре́тение мощей
28 декабря – Собор Крымских святых
1 августа – Собор Курских святых
5 февраля – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской
5 июня – Собор Ростово-Ярославских святых
1 ноября – Собор святых Архангельской митрополии

Житие

Родился Валентин Войно- Ясенецкий 27 апреля (9 мая) 1877 года в Керчи. Он был четвертым из пяти детей Феликса Станиславовича Войно-Ясенецкого, дворянина, провизора по образованию, державшего аптеку. Их матерью была Мария Дмитриевна (урожденная Кудрина). Именно она воспитывала детей в православной вере. Отец, закрыв аптеку, не приносившую больших доходов, был принят на службу в транспортное общество и семья в 1889 году переехала жить в Киев. Там, Валентин получил возможность завершить обучение в гимназии и художественной школе, так как очень хорошо рисовал. Колебания в выборе профессии привели его к решению заняться медициной и приносить пользу людям, возвращая им здоровье и жизнь. Обучаясь в Киевском университете на медицинском факультете, он преуспел в изучении анатомии, делая собственные подробные рисунки человеческой анатомии. Он писал, что «…из неудавшегося художника я стал художником в анатомии и хирургии». Работая в Киевском медицинском госпитале Красного Креста, он получил в эвакуационном госпитале Читы, обширную практику оперирования на костях, суставах и черепе в экспедиции, отправившись на Русско – Японскую войну в 1904 году.

В России тогда отсутствовало само понятие «гнойная хирургия», «обезболивание» и «анестезиология». Этим важнейшим направлениям в науке и практической медицине Валентин Феликсович посвятил свою деятельность. Если бы государство оценило значение его деятельности по достоинству, хотя бы несколькими годами раньше, ему не пришлось бы претерпевать многие страдания. В Чите он встретил свою судьбу. Сестра милосердия Анна Васильевны Ланская пошла с ним под венец и стала помощницей мужу в приеме амбулаторных больных. По окончанию университета, подающий надежды научной деятельности, Валентин Феликсович решил посвятить себя работе в земствах: «Я изучал медицину с исключительной целью: быть всю жизнь земским, мужицким врачом». И он много работал земским врачом в тяжелейших условиях в разных регионах России, без нормальных больниц, без обученного по минимуму медперсонала, порою обслуживая земство с населением, более 20 000 человек. Одновременно занимался и научной работой. В 1915 году им была издана книга «Регионарная анестезия» с собственными рисунками. Местное обезболивание было прорывом в медицинской науке и практике, облегчившая участь больных. В 1919 году семья Валентина Феликсовича переехала в Ташкент, жаркий климат которого должен был помочь его жене, у которой начался туберкулез. Однако, его обожаемая красавица жена ушла из жизни, оставив ему четверых малолетних детей. Доктор, спасший множество жизней, был не в силах победить ее коварную болезнь. В молитвах над усопшей врачу и отцу детей было откровение о том, как устроить своих детей, оставшихся без матери. Войно-Ясенецкий так писал об этом: «Господу Богу было ведомо, какой тяжелый тернистый путь ждет меня…Он Сам позаботился о них и мое тяжелое положение облегчил». Заботу о воспитании детей взяла на себя операционная сестра, бывшая вдовою и бездетной, ставшая только второй матерью детям до своей кончины, в старости, и никем для их отца. София Сергеевна Велецкая всей душой восприняла такие слова, как Божие провидение: «…неплодную вселяет в дом матерью, радующеюся о детях». (Пс.112,9).

Валентин Феликсович был активным членом Церкви и переживал всей душой за ее судьбу в смутное послереволюционное время. Он принял решение стать священником. В 1921 году епископом Иннокентием он был положен уже во иерея. При этом он - главврач и практикующий хирург Ташкентской больницы, заведующий кафедрой медицинского университета, читающий лекции неизменно в рясе и с крестом на груди. Не имея специального богословского образования, отец Валентин глубоко верил в Бога, изучал учения отцов Церкви и в целом был очень образованным и эрудированным человеком.

В 1921-1923 годах одерживал убедительные победы в атеистических диспутах, которые организовывали власти и их «приспешники» - «живоцерковники», созданные как раскольники внутри Церкви. Отец Валентин мужественно отстаивал свою веру, в том числе и перед представителями новой власти безбожников. Из его автобиографии известен факт, когда он выступал в качестве защитника в так называемом «деле врачей», сфабрикованном властями. Чекист Петерс спросил отца Валентина: «Как это вы верите в Бога, поп и профессор Ясенецкий – Войно? Разве вы его видели, своего Бога?». «Бога я действительно не видел, гражданин общественный обвинитель, - отвечал отец Валентин, - но я много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не видел там также и ума. И совести там тоже не находил». При этом хохот в зале долго не смолкал.

В Ташкенте при поддержке ОГПУ раскольники захватывали церкви. Правящий архиерей Иннокентий покинул город и его приемником был избран отец Валентин. Войно-Ясенецкий принимает монашеский постриг 31 мая 1923 года с именем апостола Луки и становится епископом. Епископ Лука принял монашество и кафедру в смутное и безжалостное время, как для Церкви, так и ее служителей, да и просто православных с активной позицией против гонителей. Святитель Лука не мог не сознавать, что своим мужественным поступком истинного священника, он вступает на «голгофу», где его ждут страдания, борьба и где ценой его епископства, его позиции может быть – жизнь. Священники покидали Ташкент, опасаясь арестов. Реакция властей на появление в Туркестане правящего архиерея была однозначной – очернить его в печати и затем возбудить уголовное дело. 10 июня 1923 года епископ Лука был арестован.

Он вспоминал: «Так положено было начало одиннадцати годам моих тюрем и ссылок», надолго разлучивших его с детьми. Лояльное отношение начальника тюремного отделения позволило святителю Луке, пока шло следствие, завершить работу над первым выпуском своей книги «Очерки гнойной хирургии». Сбылось таинственное и непонятное для епископа Луки Божие предсказание об этой книге: «Когда эта книга будет написана, на ней будет стоять имя епископа». Действительно, на заглавном листе было написано: «Епископ Лука. Профессор Войно-Ясенецкий. Очерки гнойной хирургии». Книгу оценили, как уникальную, аналогов которой не было в мировой литературе. Называясь «Очерками», она, безусловно, является Энциклопедией гнойной хирурги. В последующем, книга была переиздана четыре раза: в 1934; 1946; 1956; 2000 годах.
После вынесения обвинительного приговора начинается череда ссылок с 1923 по 1930 годы в Сибирь: Енисейск, Туруханск Красноярского края и даже за сотни километров за Полярный круг. В самых тяжелых условиях в ссылках он успешно и много оперировал, бесплатно принимал больных на дому, проповедовал Евангелие, налаживал духовную жизнь и был очень востребован и популярен, что не давало покоя властям и ОГПУ. Они нашли надуманный повод и 23 апреля 1930 года ссыльный епископ Лука был вторично арестован и на допросах понял, что от него добиваются отречения от священного сана. Сослали епископа до ноября 1933 года в Архангельск. После ссылки, в 1935-1936 годах вновь работал в Ташкенте в Институте неотложной помощи, служил, и проповедовал.

В 1937 году по обвинению в шпионаже в пользу иностранной разведки святитель Лука был арестован. Ложные обвинения «выбивали» из владыки многомесячными пытками. К святителю Луке применяли «конвейерные допросы», длившиеся тринадцать дней без перерыва на сон. Чекисты сменяли друг друга и издевались над ним, чем довели до галлюцинаций и бесконечных обмороков, обливая холодной водой, чтобы страдалец очнулся. Милостью Божией владыка, которому уже было за 60 лет, выдержал испытания. Не признавая себя виновным, и не отрекаясь от служения Богу, епископ Лука завел следствие в тупик. Приговор – пятилетняя ссылка на север Красноярского края, где он развил активную хирургическую деятельность. Его монография «Поздние резекции при инфицированных ранениях больших суставов» вместе с его «Очерками…» стали неоценимым подспорьем в работе фронтовых хирургов в Великую Отечественную войну.

В 1941 году на имя Калинина М.И., епископ Лука отправил телеграмму с просьбой прервать ссылку с последующим возвращением в нее после войны и дать возможность помогать раненным на фронте или в тыловом госпитале, как специалисту по гнойной хирургии. Незамедлительно пришел положительный ответ. Главный хирург в эвакогоспитале № 15-15 он сам оперировал и лечил раненых. В 1943 году святитель Лука назначается архиепископом Красноярским. В своем письме к сыну пишет: «…После шестнадцати лет мучительной тоски по церкви и молчания отверз Господь снова уста мои».

Как член Священного Синода архиепископ Лука принимал непосредственное участие в составлении документов Собора по избранию Патриарха всея Руси в 1943 году. В тот же год по окончанию его Красноярской ссылки святитель Лука сразу же был назначен архиепископом Тамбовской епархии, продолжая при этом и врачевать. В феврале 1945 года, святитель Лука был награжден Патриархом Алексием (Симанским) правом ношения бриллиантового креста на клобуке - высшей архиерейской наградой. В 1945-1947 годы архиепископ пишет богословский труд «Дух, душа и тело». Он считал эту работу – главным трудом своей жизни. Однако, только в 1992 году книга была издана впервые. На основании Священного Писания базируются все выводы, сделанные архиепископом.

В конце 1945 года архиепископ Тамбовский Лука был удостоен медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945г.г.». В ответном слове на вручение награды, профессор медицины и архиепископ Лука высказался резко в адрес властей, подчеркнув, что если бы 11 лет его не подвергали бы ссылкам и острогам, сколько бы жизней он мог спасти. Ему намекнули, после его резкого выступления, что пора забыть все («ссылки и остроги»), на что архиепископ ответил чиновнику: «Ну, нет уж, извините, не забуду никогда».

С 26 мая 1946 года начинается крымский период жизни 69 летнего Владыки Луки. Он был назначен на Симферопольскую и Крымскую кафедру. Если в других городах архиепископ Лука мог заниматься врачебной практикой и научной деятельностью, то в Симферополе ему запретили эту деятельность. Партийцы были обеспокоены огромным уважением и популярностью профессора и архиепископа и даже предлагали выступать с лекциями перед врачами в светском платье. На это святитель ответил: «Что им далась моя ряса. Не все ли равно, как я одет и что на мне, я же не читаю врачам лекции по богословским наукам, а только по вопросам хирургии».

В том же, 1946 году профессор медицины, архиепископ Симферопольский и Крымский Лука (Войно – Ясенецкий) становится Лауреатом самой главной награды в те времена – Сталинской премии первой степени), практически гарантирующей неприкосновенность ее обладателю. Государство по достоинству оценило труд врача хирурга и его книгу «Очерки гнойной хирургии», спасавшие жизни солдат и офицеров в военное лихолетье. Лауреат святитель Лука был очень востребован общественностью. Выступления на конференциях, интервью в престижные издания, портреты, которые писали художники по заказам властей и даже поездка за рубеж. При написании этих строк, неожиданно, пришла мысль о том, что чувствовали, о чем думали, те, кто истязал в застенках святителя Луку, узнав, о высокой оценке его трудов на медицинской и пастырской нивах? Может быть удивление, недоумение, а может быть осуждение себя и раскаяние? Жаль, что никогда не узнаем об этом.

Святитель Лука решил остановить активную деятельность в медицине, при слагающихся неблагоприятных условиях, да и здоровье было подорвано, и зрение начало резко ухудшаться. Всю свою энергию архиепископ направил на восстановлении храмов и монастырей в 58 приходах, пострадавших в войну. Сам лично он в 1947 году объехал 50 приходов, где служил и проповедовал на радость прихожанам. Он уделял много времени вопросам повышения уровня священнослужителей, сам читал множество проповедей, которые все собраны и составляют 12 томов. В Московской Духовной Академии в 1957 году была создана комиссия дли их изучения. В заключении комиссии было сказано, что проповеди и его труд «Дух, душа и тело» - исключительное явление в церковно-богословской литературе. Святителя Луку удостоили звания почетного члена Московской Духовной Академии. Уже в наши дни труды святителя Луки доступны широкому кругу читателей. Наступил 1958 год, который принес святителю полную потерю зрения. До конца своих дней он продолжал свою архиерейскую деятельность и проповедовал, с такой точностью справляя службу, что никто не мог догадаться, что Высокопреосвященнейший Владыко, ослеп.


Похороны святителя Луки, Архиепископа Симферопольского и Крымского. 1961 год.

Архиепископ Лука отошел в мир иной в праздничный день всех святых в земле Российской просиявших – 11 июня 1961 года. По воспоминаниям, проводить в последний путь любимого архиерея Луку пришел весь город. Нескончаемая процессия под многоголосное пение «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас!», двигалась к дальнему маленькому кладбищу Всехсвятского храма.

Молва о том, что многие чудеса исцеления от душевных и телесных болезней совершает святитель Лука и после своей смерти Святым Духом быстро разлеталась и на могилу архипастыря Луки шли и ехали паломники, горожане, жители из разных уголков Крыма, чтобы получить от святителя чудотворца помощь. Об этом собираются многочисленные устные и письменные свидетельства и не только в нашей стране, но и за рубежом, где с каждым годом рождается все больше храмов, церквей и часовен, освященных во имя святителя и чудотворца Луки Крымского. Одним из них является и наш храм в Новом Свете.

Всенародное почитание чудотворца и приснопамятного архиепископа Луки привело к тому, что епархиальной Комиссией по канонизации святых, на основании изученных материалов его жизни - в непрестанном служении людям и Богу, его трудов, актуальных и полезных в наши дни, были составлены: Житие святителя Луки; служба и акафист; протоиереем Георгием Северином, настоятелем Симферопольского храма Трех Святителей составлена молитва святому Луке; написана икона. 22 ноября 1995 года Определением Синода Украинской Православной Церкви Московского Патриархата архиепископ Симферопольский и Крымский Лука причислен к лику местночтимых святых. Правящему архиепископу Симферопольскому и Крымскому Лазарю было дано разрешение Священного Синода на поднятие честных останков святителя Луки.


Обретение честных мощей и канонизация.

Чтимые памятные даты – 11 июня (день кончины) и 18 марта (день обретения мощей Святителя).

На Крестопоклонной седмице, в ночь с 17 на 18 марта 1996 года, в симферопольском Всехсвятском храме, на церковном кладбище которого была могила святителя Луки, совершался молебен. Владыко Лазарь в присутствии членов епархиальной Комиссии по канонизации святых, духовенства, наместников крымских монастырей, совершил молебен и попросил приснопамятного Владыку Луку, о помощи в обретении его честных мощей.


Храм Всех Святых, на кладбище, которого был похоронен святитель Лука

В эту весеннюю ночь было очень холодно. Под порывами сильного ветра кладбищенские деревья раскачивались и скрипели. При непрестанной службе священников и пения стихирий Кресту Господнему, около двух часов ночи мощи святого были обретены, спустившимся в могилу Владыкой Лазарем. В тот же самый момент ветер внезапно стих и воцарилась благоговейная тишина. Мощи святого Луки были торжественно перенесены в Всехсвятский храм и на протяжении трех дней Крестопоклонной седмицы, архиепископом Симферопольским и Крымским Лазарем, совершались Литургии Преждеосвященных Даров.


Обретение и перенесение мощей святителя Луки, Архиепископа Крымского

Нам очень повезло участвовать в историческом событии православного Крыма 20 марта 1996 года – перенесения честных мощей святителя Луки в Свято - Троицкий кафедральный собор. На священное торжество прибыли родственники святителя Луки. Около сорока тысяч человек, возглавляемых духовенством Симферопольской и Крымской епархии и священнослужителями, прибывшими из многочисленных украинских регионов, направились крестным ходом по главной улице города. Сопровождали процессию крестного хода офицеры и матросы Черноморского флота, студенты и преподаватели Крымского медицинского института. На первой же остановке процессии, отслужили торжественную панихиду. Высокопреосвященнейший Владыка Лазарь обратился ко всем присутствующим со словом, в котором подчеркнул: «Впервые на крымской земле происходит событие исключительной важности. Яркая личность архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) видится нам сегодня спасительным маяком, к которому каждый из нас должен направлять свой взор, по которому должны ориентироваться общественные силы, ищущие возрождения народа». Перенесение мощей святого состоялось в день памяти – Семи священномучеников херсонесских, «принявших» в сонм святых и святителя – исповедника Луку, «в земле крымской просиявшего».

И сегодня, в храме Свято – Троицкого женского монастыря Симферополя находится серебряная Рака (подарок греческой Элладской Церкви). Эта святыня доступна к поклонению для всех, кто чтит память святителя и чудотворца Луки.


Рака с мощами святителя Луки 

В 1999 году приснопамятный святитель Лука был причислен к лику святых Красноярской епархии. В 2000 году -- к лику святых священноисповедников Русской Православной Церкви. Почитается как святой многими поместными церквями. В России и Украине установлено, более сорока памятников, бюстов, памятных досок святому. Большое число медицинских центров в России и за рубежом носят имя профессора медицины, Святителя и чудотворца Луки Крымского. Телевизионные репортажи, программы, документальный фильм и полнометражный художественный фильм «Излечить страх», статьи, очерки, книги о хирурге и митрополите, святителе Луке, позволяют нам понять суть жизненного подвига современного святого, который по воле Божией, ни разу не изменил - ни Кресту, ни скальпелю, ни самому себе, как бы это громко не звучало сегодня, но чудесным необъяснимым явлением, продолжает помогать нуждающимся, кто с искренней верою и молитвой к нему «притекает». Мы же молим его: «Святителю Отче Луко, моли Бога о нас!»

Жители Нового Света благодарны Господу за то, что наш храм освящен его святым именем.

Из книги Людмилы Вражновой
«ПАРАДИЗ.РАЙ. НОВЫЙ СВЕТ: ОТ КЕЛЬИ ДО ХРАМА.
Путями православия в VII - XXI веках.»
.

 

Тропари, кондаки, молитвы и величания

Тропарь святителю Луке, исповеднику, архиепископу Симферопольскому и Крымскому, глас 1

Возвести́телю пути́ спаси́тельнаго,/ испове́дниче и архипа́стырю Кры́мския земли́,/ и́стинный храни́телю оте́ческих преда́ний,/ сто́лпе непоколеби́мый, Правосла́вия наста́вниче,/ врачу́ богому́дрый, святи́телю Луко́,/Христа́ Спа́са непреста́нно моли́/ ве́ру непоколеби́му правосла́вным дарова́ти// и спасе́ние, и ве́лию ми́лость.

Перевод: Вестник спасительного пути, исповедник и архипастырь Крымской земли, истинный хранитель отеческих преданий, столп непоколебимый, учитель Православия, врач, умудренный Богом, святитель Лука, Христа Спасителя непрестанно моли веру непоколебимую православным подарить, и спасение, и великую милость.

Кондак святителю Луке, исповеднику, архиепископу Симферопольскому и Крымскому, глас 1

Я́коже звезда́ всесве́тлая, доброде́тельми сия́ющи,/ бы́л еси́, святи́телю,/ ду́шу же равноа́нгельну сотвори́,/ сего́ ра́ди святи́тельства са́ном поче́тся,/ во изгна́нии же от безбо́жных мно́го пострада́,/ и непоколеби́м ве́рою пребы́в,/ враче́бною му́дростию мно́гия исцели́л еси́./ Те́мже ны́не честно́е те́ло твое́ от землены́х не́др обре́тенное ди́вно Госпо́дь просла́ви,/ да вси́ ве́рнии вопие́м ти́:/ ра́дуйся, о́тче святи́телю Луко́,// земли́ Кры́мския похвало́ и утвержде́ние.

Перевод: Как звезда, блистающая светом, ты, святитель, сиял добродетелями, жизнь же свою сделал непорочной, как у ангелов, потому и был почтён саном святительства, в гонениях же много от безбожников пострадал и остался непоколебим в вере, врачебной мудростью многих излечил. Потому сейчас чтимые мощи твои, из недр земли обретенные, удивительно прославил Господь, чтобы все верующие воскликнули тебе: «Радуйся, отец святитель Лука, Крымской земли честь и сила!»

Ин кондак святителю Луке, исповеднику, архиепископу Симферопольскому и Крымскому, глас 1

Я́ко звезда́ всесве́тлая,/ в нощи́ безбо́жия доброде́тельми просия́л еси́,/ и от гони́телей мно́го пострада́в,/ непоколеби́м ве́рою пребы́л еси́,/ враче́бною же му́дростию укра́шен,/ мно́гия лю́ди исцели́л еси́./ Сего́ ра́ди с любо́вию вопие́м ти:/ ра́дуйся, добропобе́дный испове́дниче,/ ра́дуйся, о́тче святи́телю Луко́,// ра́дуйся, земли́ Ру́сския похвало́ и утвержде́ние.

Молитва святителю Луке, исповеднику, архиепископу Симферопольскому и Крымскому

О, всеблаже́нный испове́дниче, святи́телю о́тче на́ш Луко́, вели́кий уго́дниче Христо́в. Со умиле́нием прикло́ньше коле́на серде́ц на́ших, и припа́дая к ра́це честны́х и многоцеле́бных моще́й твои́х, я́коже ча́да отца́ мо́лим тя́ всеусе́рдно: услы́ши на́с гре́шных и принеси́ моли́тву на́шу к Ми́лостивому и Человеколюби́вому Бо́гу. Ему́же ты́ ны́не в ра́дости святы́х и с ли́ки а́нгел предстои́ши. Ве́руем бо, я́ко ты́ лю́биши ны́ то́ю же любо́вию, е́юже вся́ бли́жния возлюби́л еси́, пребыва́я на земли́. Испроси́ у Христа́ Бо́га на́шего, да утверди́т ча́д Свои́х в ду́хе пра́выя ве́ры и благоче́стия: па́стырям да да́ст святу́ю ре́вность и попече́ние о спасе́нии вве́ренных и́м люде́й: пра́во ве́рующия соблюда́ти, сла́быя и немощны́я в ве́ре укрепля́ти, неве́дущия наставля́ти, проти́вныя облича́ти. Все́м на́м пода́й да́р коему́ждо благопотре́бен, и вся́ я́же к жи́зни вре́менней и к ве́чному спасе́нию поле́зная. Градо́в на́ших утвержде́ние, земли́ плодоно́сие, от гла́да и па́губы избавле́ние. Скорбя́щим утеше́ние, неду́гующим исцеле́ние, заблу́ждшим на пу́ть и́стины возвраще́ние, роди́телем благослове́ние, ча́дам в стра́хе Госпо́днем воспита́ние и науче́ние, си́рым и убо́гим по́мощь и заступле́ние. Пода́ждь на́м все́м твое́ архипа́стырское благослове́ние, да таково́е моли́твенное хода́тайство иму́щи, изба́вимся от ко́зней лука́ваго и избе́гнем вся́кия вражды́ и нестрое́ний, ересе́й и раско́лов. Наста́ви на́с на пу́ть, веду́щий в селе́ния пра́ведных, и моли́ о на́с всеси́льнаго Бо́га, да в ве́чней жи́зни сподо́бимся с тобо́ю непреста́нно сла́вити Единосу́щную и Неразде́льную Тро́ицу, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха. Ами́нь.

Перевод: Составил протоиерей Георгий Северин,

Мы в соцсетях

Вконтакте Одноклассники Дзен Телеграм

Популярные новости

Сегодня, 3 марта, день рождения отмечает наш Батюшка, отец Сергий (Купельян)
Жизнь прихода

Сегодня, 3 марта, день рождения отмечает наш Батюшка, отец Сергий (Купельян)

Да сохранит Вас Господь в добром здравии на многая лета

Соболезнование Святейшего Патриарха Кирилла в связи с терактом в «Крокус Сити Холле»
Церковные новости

Соболезнование Святейшего Патриарха Кирилла в связи с терактом в «Крокус Сити Холле»

Татарстанская митрополия

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выразил соболезнования в связи с гибелью людей в результате теракта в концертном зале «Крокус Сити Холл» в подмосковном Красногорске.

Все новости